Узбекистан, власть, терроризм! (статья четвёртая)

Сколько стоит государственное кресло в Узбекистане?

Сколько стоит государственное кресло в Узбекистане Усман ХАКНАЗАРОВ

Перед тем как перейти к теме этой статьи, я хотел бы, как обычно, коротко остановиться на некоторых вопросах читателей предыдущих моих статей. Прежде всего, нужно отметить реплики о том, что якобы я только копаюсь в грязи, что обливаю это правительство грязью. Думаю, что, когда узбекское правительство во главе с самодуром и палачом Каримовым ищет и “находит” “грязь” в абсолютно чистых, невинных людях, то мы просто обязаны показать грязь этого грязного правительства, грязных кланов, грязного президента. Тем более, что мы не придумываем грязь, как это делает правительство в отношении простых людей, несогласных с его политикой: мы только показываем ее.
Некоторые читатели упрекнули меня в том, что я занимаюсь только разоблачением, что никаких предложений по выходу из этой тупиковой для народа ситуации не даю. У меня есть свои предложения по кардинальным политическим преобразованиям в Узбекистане. Когда наступит время, в ближайшем будущем, я предоставлю вашему вниманию свои предложения. Я пока их не даю из-за того, что, во-первых, не время, во-вторых, предложений у меня много, поэтому их просто невозможно дать внутри статей о преступлениях нынешнего режима. Я планирую предоставить предложения в виде одной, а может быть, и двух объемных статей. Кроме этих предложений, у меня есть свой вариант конституции Узбекистана, и мне хочется предоставить его вашему вниманию, обсудить его вместе с вами. Я начал создавать альтернативный вариант конституции еще в конце 2001 года, а завершил в сентябре прошлого года. Я приступил к этому делу потому, что, к сожалению, нынешняя конституция Узбекистана, специально написанная абстрактно-оговорочным языком, полностью направлена на защиту интересов государства, а не личности. Эта конституция полностью отстраняет народ Узбекистана от участия в политической жизни, т.е. от участия решать свою судьбу. И эту конституцию власти хвалят как самую лучшую в истории Узбекистана. Этими мыслями я намереваюсь поделиться с вами чуть позже, потому что, как я отмечал выше, пока это преждевременно. Пока продолжаем говорить о закулисной части политической сцены Узбекистана. Итак . . .

Узбекское правительство – аукцион государственных постов
Сегодня почти все простые люди в Узбекистане жалуются на взяточничество государственных чиновников. За десять лет независимости Узбекистана не осталось ни одной сферы экономики и общественной жизни, где можно было бы решать вопросы без взятки . Даже безрукие и безногие инвалиды вынуждены давать взятку, чтобы получить документ, подтверждающий, что они, действительно, – инвалиды. Почему все сферы жизни окутаны коррупцией? Как в Узбекистане коррупция стала массовым явлением? Вот те вопросы, которые волнуют многих граждан Узбекистана. Нужно сказать, что под любым массовым явлением лежит огромная организационная работа, целая система. Любой частный случай легко превратить в массовое явление, если создать для проявления этого случая систему и механизм, обеспечивающие регулярное “производство” таких частных случаев. Поэтому сегодняшняя массовая коррупция в Узбекистане также имеет свои организационные причины, являющиеся бесперебойным питанием для регулярного “производства” случаев взяточничества. Взяточничество в Узбекистане поставлено на ноги сегодняшними властями Узбекистана, а конкретно, самим президентом, его окружением и правительством. Машина узбекской коррупции имеет форму пирамиды: поток взяток, полученных в низших частях пирамиды, механически течет вверх, на вершину пирамиды. На пике пирамиды взяточничества сидит фараон Ислам Каримов, который и является главным инициатором создания этой пирамиды. Главной “статьей доходов” Каримова и его окружения является “продажа” государственных постов. В Узбекистане нет должностей, которых нельзя или невозможно купить. И все поступления от этих “продаж” машина коррупции автоматически передает на пик пирамиды – президенту страны. В этой пирамиде есть все ведомства, однако “цены” в них различные, в зависимости от веса и значимости ведомства. Конечно, самым веским, т.е. коррумпированным, из них является . . . Министерство внутренних дел.
Начнем разбирать самые высокие слои этой части пирамиды – должности в министерстве внутренних дел. Чтобы стать простым заместителем министра внутренних дел, нужно “заплатить” от 80 тысяч до 100 тысяч долларов США. Нужно сказать, что заместителей министра внутренних дел, впрочем, как и заместителей всех министров, утверждает сам президент Каримов. А для того чтобы сесть в кресло начальника отдела МВД Узбекистана, достаточно “отстегнуть” от 40 тысяч до 50 тысяч долларов. Далее шкала милицейских должностей и взяток, необходимых для приобретения этих должностей, выглядит следующим образом: начальник областного управления милиции – 70-80 тысяч долларов, начальник районного отделения милиции – 30-50 тысяч долларов в зависимости от потенциала района, начальник областного управления ГАИ – 80-100 тысяч долларов, начальник районного отделения ГАИ – 50-60 тысяч. Кроме того, алматовское министерство торгует и милицейскими званиями. Например, звание подполковника стоит – 50 тысяч долларов, полковника – 80 тысяч долларов, генерала – 100 тысяч долларов.
На самой низкой части вертикали милицейской коррупции милиционеры, купившие кресла районных начальников, покрывают свои “расходы” на приобретение своих кресел следующими путями. Начальник РОВД через отдел по борьбе с коррупцией начинает “охоту” на продвинувшихся бизнесменов. В первый раз они “взимают” с предпринимателя большую сумму, так как начинают угрожать тюрьмой и т.д. А после взятки, милиция отпускает бизнесмена, однако отпускает с условием ежемесячно “платить” милиции так называемую 50 процентную долю от прибыли. Если предприниматель не платит, то его опять ловят с наркотиками или долларами. Предприниматель вынужден соглашаться на условия милиции, иначе ему нужно закрывать свой бизнес. Впрочем, предприниматели обычно покрывают “расходы” на милицию: вынужденно повышают цены на свои товары. Поэтому коррупцию можно назвать колыбелью инфляции.
Кроме того, как и высшее начальство милиции, районные начальники также начинают продавать кресла своего отделения. Например, должность простого милиционера со званием старшего лейтенанта стоит 1000-1200 долларов, простого сотрудника отдела по борьбе с коррупцией – 2500-3000 долларов. А начальники отделов, купившие свои места, покрывают свои расходы, требуя взяток со своих подчиненных, простых милиционеров. В частности, для каждого гаишника есть ежедневная и ежемесячная “норма”, которую нужно сдавать начальству.
Есть особо крупный источник “доходов” Закира Алматова и Ислама Каримова – это тюрьмы и зоны. Должность начальника тюрьмы является одной из самых дорогих должностей в Узбекистане: она стоит от 400 тысяч до 500 тысяч долларов в зависимости от тюрьмы. А цена кресла начальника зоны обычная – 100 тысяч долларов. Я сказал, что назначение начальников тюрем и зон – источник доходов и Каримова. Почему? Потому что людей на эти должности, по представлению Закира Алматова, утверждает лично президент Ислам Каримов. После приобретения кресел начальники тюрем и зон приступают к покрытию “расходов” на эту ценную покупку. Например, для этого они за взятки начинают уменьшать сроки заключенным. В частности, каждый уменьшаемый год стоит 1000 долларов США. А самой дорогой услугой начальников тюрем и зон является тайное освобождение и вывоз из страны заключенного, приговоренного к смертной казни, – 500 тысяч долларов США. Однако из-за того что таких богатых заключенных, приговоренных к смертной казни, в Узбекистане нет, мало кто из начальников тюрем и зон предоставляют такие услуги. А обычно, чтобы покрыть “расходы” на кресло, начальники тюрем и зон начинают экономить на питании заключенных, вводят плату за передачу продуктов питания, писем и т.д. Кроме того, внеочередное свидание с заключенным также организовывается после уплаты родственниками заключенного соответствующей суммы. В одной из предыдущих статей я писал, что киллеры МВД сидят в тюрьмах. Так вот, начальники тюрем и зон обычно выполняют заказные убийства: они для этого нанимают особо опасных заключенных, осужденных за умышленное убийство человека. Такому заключенному дается паспорт, оружие, транспорт с шофером и 24 часа времени, чтобы осуществить заказное убийство и вернуться за колючую проволоку. После убийства киллеру дается “гонорар” в размере от 800 до 1000 долларов, и к тому же улучшаются условия его проживания в тюрьме или зоне. А тем временем милиция, прокуратура, СНБ начинают бесполезный розыск убийцы среди людей, живущих на свободе.
И все эти деньги текут в карман министра внутренних дел З. Алматова и президента И. Каримова. Кстати, о коррумпированности Алматова. Этот античеловек, вдобавок к своему вандализму, еще и страшно алчный. Имея такие огромные “доходы”, он не упускает даже малюсенькую возможность заработать деньги. Например, он очень ловко использует ограничение выдачи виз в Соединенные Штаты Америки. Пользуясь тем, что людям трудно получить визу в США, он наладил оформление многократных виз в Америку путем включения имени и фамилий желающих в список государственных культурных, спортивных и других делегаций в США. Для этого желающий должен заплатить за визу 7 тысяч долларов. И занимается этим “бизнесом” непосредственно сестра Закира Алматова – Халима Алматова, проживающая в поселке Тузел, неподалеку от г. Ташкента. При этом Халима Алматова всем говорит, что эти 7 тысяч долларов просят работники посольства США. Конечно, американцы к этому никакого отношения не имеют. Люди Алматовой постоянно ходят вокруг посольства США в Ташкенте и предлагают свои услуги желающим выехать в Америку. Вообще, Халима Алматова – очень влиятельная женщина в Узбекистане. За деньги она может решить любые вопросы, начиная от получения американских виз и заканчивая получением фальшивых паспортов Республики Узбекистан. Кроме того, за соответствующую сумму она может содействовать и в приобретении любого государственного кресла в Узбекистане. Наверное, пока этого достаточно о Закире Алматове и его коррумпированном министерстве и семье. Мы не зря подробно остановились на МВД как на самом коррумпированном ведомстве Узбекистана. Потому что на сегодняшний день основной вред благосостоянию и безопасности населения республики наносит именно МВД.
Для примера можно привести и то, что в областях главы администраций больше всего боятся именно начальников региональных УВД, а не начальников региональных управлений СНБ или прокуратуры. Милиционеры Узбекистана сегодня наделены неограниченной властью, могут сфабриковать уголовное дело против любого чиновника, любого хокима. А что касается региональных снбэшников или прокуроров, то хокимы их даже не боятся. А теперь, вкратце, о других частях пирамиды государственной коррупции в Узбекистане . . .
Разбирая остальные части пирамиды коррупции Думаю, нужно начать со Службы национальной безопасности, где кресло заместителя председателя стоит 100-120 тысяч долларов. Чтобы стать начальником отдела, достаточно заплатить 50-60 тысяч "зеленых". А для того, чтобы назначили руководителем областного управления СНБ, необходимо иметь чуть большую сумму – 70-80 тысяч.
Нужно, в частности, сказать, что для того, чтобы устроиться рядовым сотрудником областных управлений СНБ, с желающих обычно берут 3000-4000 долларов. Года два-три назад размер этой взятки был чуть повыше – от 4500 до 5000 долларов. Падение цен здесь объясняется тем, что в последнее время рядовым сотрудникам СНБ стало труднее и опаснее шантажировать простых предпринимателей, показывая удостоверения СНБ. Потому что в последнее время сферы и точки “питания” снбэшников перешли в руки милиционеров, которые в клевете и мошенничестве, фабрикации уголовных дел и пытании наглее и бесчеловечнее снбэшников. Сейчас снбэшники-надзиратели маленьких территориальных участков вынуждены только следить за тем, кто вошел и кто вышел с того или иного территориального участка. К тому же сейчас функции осведомительства также постепенно переходят в руки милиции, которая ввела должности посбонов (официальных осведомителей). Теперь милицейские шестерки-посбоны не оставляют хлеба территориальным осведомителям-снбэшникам, поэтому самый большой компромат на людей, в том числе и предпринимателей, сейчас у милиции, а не СНБ. Да и численность сотрудников милиции в десять раз больше численности снбэшников. Поэтому для людей, в том числе и состоятельных людей, больше опасности и шантажа со стороны милиционеров, чем снбэшников.
Говоря о падении “цен” на кресла, нужно упомянуть и государственный налоговый комитет, где за последние два года “цены” резко упали. С каждым годом желающих устроиться на работу в налоговую все меньше и меньше. Потому что с каждым годом все больше и больше уничтожается отечественное предпринимательство и производство, налогоплательщиков все меньше и меньше. Например, раньше, чтобы устроиться простым работником в местную налоговую инспекцию, нужно было иметь от 500 до 1000 долларов. А сейчас для работы в должности простого налогового инспектора достаточно иметь 300-400 долларов. Также ранее, чтобы устроиться специалистом в государственный налоговый комитет в Ташкенте, нужно было заплатить 3000 долларов, а сейчас размер этой взятки намного упал – 1000-1500 долларов. Так что налоговая теряет свою котировку.
Вместе с тем, есть и ведомства, где в последнее время размеры взяток за кресла резко возросли. Например, таким является государственный таможенный комитет. Если раньше люди устраивались на работу в таможню где-то за 3000-4000 долларов, то сейчас это дело можно осуществить за 9-10 тысяч долларов. “Цены” резко подскочили после прошлогоднего постановления правительства об ограничении ввоза в республику импортных товаров индивидуальными предпринимателями. Если раньше за кресло начальника таможенного поста в международном аэропорту г. Ташкента требовали 30-40 тысяч долларов, то сейчас требуют – 100-130 тысяч долларов.
Еще одной сферой, где повышаются “цены” на должности, является корпорация “Узбекнефтегаз”, которая находится в руках ташкентской мафии. Например, раньше, пять-шесть лет назад, за должность начальника областной нефтебазы требовали 70-80 тысяч долларов, а районной нефтебазы – 35-40 тысяч долларов. Сейчас за пост начальника областной нефтебазы “просят” 100 тысяч долларов, а начальника районной нефтебазы – 55-60 тысяч долларов. Предполагается, что здесь повышение размеров взяток объясняется ежегодным ухудшением обеспечения страны нефтепродуктами, из-за чего цены на них регулярно повышаются.
Также повышение “цен” наблюдается и в сфере министерства высшего образования Узбекистана. Раньше, два-три года назад, чтобы стать ректором университета или института платили 70-80 тысяч долларов, сейчас – 100 тысяч. В частности, в прошлом году ректором Ташкентского института иностранных языков за эту сумму был назначен Гайрат Шоумаров вместо прежнего ректора Джамала Буранова. Дело в том, что Буранов за свое место не смог заплатить новую сумму, поэтому его и уволили. Заплатившие такие деньги и ставшие ректорами институтов и университетов люди покрывают свои “расходы” в основном за счет желающих поступить в вузы: продают им правильные ответы на тесты. Конечно, они это дело осуществляют в сотрудничестве с работниками СНБ, которые в день вступительных тестов должны соблюдать законность проведения тестов. Кроме того, ректоры вузов зарабатывают еще и тем, что продают ученые степени. Например, на сегодняшний день “стоимость” степени доктора наук колеблется от 6 тысяч до 10 тысяч долларов, а кандидата наук – от 2 до 5 тысяч долларов в зависимости от науки. Продаются и дипломы о высшем образовании – 500-1000 долларов в зависимости от специальности.
Однако есть и сферы, где “цены” остаются одинаковыми на протяжении многих лет. Например, такими сферами являются региональные администрации, суды и прокуратура. Начнем с хокимиатов. “Цена” областного хокима остается прежней – 200-250 тысяч, а районного –100-150 тысяч. Как известно, назначает их непосредственно сам Каримов. В этой сфере не обходится и без афер. В частности, в 2000 году президент и его советник Тимур Алимов ловко обманули нынешнего хокима Андижанской области Абидова, который на свое место приходил за 250 тысяч долларов. Тимур Алимов передает Абидову, что президент Каримов хочет назначить его заместителем премьер-министра за большие успехи в хлопководстве. И назвал “цену” этого кресла – 500 тысяч долларов. Абидов согласился и быстро заплатил эту сумму. Однако через месяц его опять вернули на должность хокима, сказав, что якобы Каримов недоволен им на новом поприще. К тому же Алимов еще попросил у него и 250 тысяч долларов за новое назначение на пост хокима Андижанской области. Так кресло хокима Андижанской области обошлось Абидову в 1 миллион долларов. После этого он и прихватил себе различные сердечно-сосудистые болезни.
Кстати, о Тимуре Алимове и вообще о советниках президента Каримова. Этот ирригатор, который в советские времена боялся и своей тени, заработал огромные деньги, будучи советником Каримова. За каждую аудиенцию у президента он запрашивал у чиновников, желающих рассказать о своих проблемах, 100 тысяч долларов. В частности, в 1997 году преследуемый банкир Рустам Усманов, основатель первого частного банка в Узбекистане “Рустамбанка”, попросил Алимова назначить ему встречу с президентом Каримовым. Тимур Алимов сказал вышеназванную сумму, однако молодой банкир не смог заплатить эту сумму. Так глава “Рустамбанка” Рустам Усманов не попал к президенту, а вскоре был арестован и посажен в тюрьму. Эта традиция Алимова передалась и в хокимиаты, где, например, руководители совестных или частных предприятий, чтобы встретиться с хокимом и рассказать о проблемах, должны заплатить от 500 до 1000 долларов. Кроме того, Алимов, как раньше, так и сейчас, зарабатывает деньги на недопущении той или иной компрометирующей информации Каримову. Если на кого-то из чиновников поступает жалоба или компрометирующая информация, Алимов просто звонит ему и говрит: “Слушай, на тебя поступила такая жалоба от такого-то. Заносить ее Каримову или нет?”. Конечно, чиновник умоляет его не заносить. Алимов соглашается при условии, если чиновник заплатит определенную сумму за алимовскую блокировку информации. Также поступают и другие советники Каримова.

Далее о судах и прокуратуре.
“Цена” областного прокурора – 200-250 тысяч долларов, а районного – 100-150 тысяч долларов. Стоимость кресла генерального прокурора республики – 1 миллионов долларов. Чтобы стать областным судьей, необходимо иметь 100-150 тысяч долларов, а районным – 60-80 тысяч долларов. “Стоимость” кресла председателя верховного суда – от 800 тысяч до 1000 миллиона. Из-за того что стражи правосудия и соблюдения законности приходят на свои места незаконными путями (взятками), они вынуждены выполнять заказы властей и совершать несправедливость по отношению к людям. Иначе милиция, спецслужбы, а также другие компетентные органы могут возбудить уголовные дела на самих прокуроров и судей. Вот так по цепочке творится беспредел в стране, несправедливость и угнетение простых граждан, которые не могут заплатить деньги за неугнетение. Да, в Узбекистане человек должен платить деньги, чтобы его не угнетали.

В заключение
Мы назвали размеры взяток на те или иные должности. Эти деньги даются только за назначение на должности. Кроме этих взяток “покупатели” кресел должны платить так называемые ежегодные “взносы” за работу на этих должностях. Размер этих взносов – 50% от размера взятки, данной за назначение на должность. Есть и срок “перерегистрации” на ту или иную должность, вследствие и срок повторной “уплаты” за переназначение – 5 лет. Дело в том, что есть конфиденциальное распоряжение Ислама Каримова, предусматривающее постоянную работу на одной высокой должности не более 5 лет.
В предыдущих статьях мы отмечали, что за кресло Каримова развернулась ожесточенная борьба. Сегодня можно сказать, что “кандидаты” в президенты в действительности борются не за само управление страной, не за кресло президента, а за те деньги, которые поступают в это кресло, пик пирамиды коррупции в Узбекистане. Иначе говоря, борьба идет за большой источник доходов. И поэтому эти “борцы” стоят ближе к власти, чем кто-либо другой, в том числе и оппозиция. Кстати, узбекской оппозиции не стоит строить иллюзии, что нынешние гиены просто так отдадут власть в стране. Они никогда без боя не отдадут свою кормушку – политическую власть в стране. На сегодняшний день высшие чиновники правительства Узбекистана обладают огромными финансовыми возможностями, в то время как у узбекской оппозиции нет ни гроша денег. Кстати, богатые Ислам Каримов, Закир Алматов и другие представители нынешней политической власти в Узбекистане, усмехаясь, называют узбекскую оппозицию кучкой босоногих интеллигентов. К большому сожалению, на сегодняшний день без денег ничего невозможно сделать, даже для самой простой агитационной работы нужны деньги. Конечно, оппозиционеры могут надеяться на то, что их поддерживают народные массы, которые уже ненавидят режим Ислама Каримова. Однако нельзя забывать, что при малейшей угрозе со стороны властей большинство этой массы от испуга может бессовестно предать эту оппозицию и поддержать своих угнетателей – Каримова, Алматова, Иноятова и др. К сожалению, это так.
Однако думаю, что не надо погружаться в пессимизм, потому что все равно есть пути устранения нынешних взяточников с политической арены в стране. Например, если учитывать, что сегодня правительство Узбекистана превратилось в аукцион государственных постов, то при наличии каких-то 25-30 миллионов долларов, незначительных для осуществления политических задач, можно купить наиболее ключевые посты и, не проливая ни капли крови, отстранить этих гиен от власти. Не надо думать, что нынешние взяточники будут смотреть в лицо “покупателя” государственного поста. Извините, но должен в несколько резкой форме сказать, что высшие представители нынешней политической власти в Узбекистане готовы за деньги продать не только министерства и ведомства, но и всю страну, весь народ, в том числе и своих близких, родственников. Есть и другие пути отстранения нынешних палачей от власти, но об этом пока не будем рассказывать, потому что сейчас, как я отмечал в начале данной статьи, это преждевременно.

Назад, на первую страницу

e-mail: giurza@yandex.ru

world1000

Hosted by uCoz